22:38 Про место креатариата в современном обществе |
…В старое станем ли пялиться? Третьего дня, а точнее надысь, был поднят вопрос о положении креатариата в современном обществе с точки зрения социализма. Определения. Для начала нужно определить объект разговора. Креатариат – это класс с неколлективистской психологией, который творит, обеспечивает свое существование творческим умственным трудом, ряд форм которого индивидуализирован. В отличие от Интеллигенции является социальным классом, а не группой. То есть принадлежность к Креатариату определяется формой социального отношения к средствам производства, а не набором признаков и свойств индивида. По своей сути Креатариат является следующей формацией пролетариата, который хорошо описан классиками. Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, - класс, <...> все существование которого зависит от спроса на труд, т. е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. <...> Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом. Ф. Энгельс «Принципы коммунизма» В обществе сложился определенный стереотип о том, что пролетарий обязательно должен производить что-то овеществлённое. Это не так. Еще раз обратимся к классикам. То, что продаёт транспортная промышленность, есть само перемещение. Доставляемый ею полезный эффект нераздельно связан с процессом перевозки, т. е. с процессом производства транспортной промышленности <...> Но меновая стоимость этого полезного эффекта, как и меновая стоимость всякого другого товара, определяется стоимостью затраченных на него элементов производства (рабочей силы и средств производства) плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной промышленности. К. Маркс «Капитал» т.2 Учителя могут быть <...> простыми наемными работниками для предпринимателя, владельца учебного заведения; <...> по отношению к своим ученикам эти учителя вовсе не являются производительными рабочими, но они являются таковыми по отношению к нанявшему их предпринимателю. Последний обменивает свой капитал на их рабочую силу и обогащается путем этого процесса. К. Маркс «Капитал» т.1 Историческая трансформация По мере технического прогресса и усложнения общественных отношений стройная дипольная схема марксизма эксплуататор-эксплуатируемый стала искажаться и видоизменяться. Особенно сильно эти изменения проявились после победы в Великой отечественной войне Советского Союза. Первое государство рабочих и крестьян показывало устойчивые темпы роста экономики при увеличении социальной функции государства во всех сферах общества. Вместе с этим ширилось и росло мировое социалистическое движение, при этом не только на развалинах бывшей колониальной системы в Африке, Индии, Китае, странах юго-восточной Азии, Латинской Америки. Были сильные коммунистические партии старой Европы – Франция, Италия, ФРГ и д.р. При этом настолько сильные, что, например в Италии была собрана специальная теневая структура с подчинением НАТО (США, ЦРУ) «Гладио» для борьбы с левыми активистами и замене левого правительства. И для борьбы с общим полевением общества был придуман средний класс. Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Тут, как в любом социальном симулякре максимально «размазано» определение сути и существует масса трактовок, которые используются в зависимости от ситуации. Обратимся к классикам. Капиталисты могут выбросить частичку (и даже не малую!) [монопольной сверхприбыли], чтобы подкупить своих рабочих. В.И. Ленин То есть создалась ситуация, когда эксплуатирующий класс перераспределяет в пользу эксплуатируемого часть прибавочной стоимости для создания видимости цели и канализации общественной энергии. Эдакая морковка перед носом у стада осликов, которую периодически дают откусить избранным осликам на виду у остальных. А дальше Союз Советских Социалистических Республик развалился и практически прекратило свое существование мировое социалистическое движение, о котором говорилось чуть выше. Современная ситуация Одновременно с развалом СССР наступили два не связанных между собой события. Первое. Экономическое. Мир наконец-то пришел к ситуации описанной классиками марксистско-ленинской теории. Экономическая система стала всемирной с разделением труда в рамках всей планеты. Второе. Общетехническое. Достижения научно-технического прогресса овеществили ноосферу. …воплотили ее (Ноосферу) во всемирной паутине, создав небывалую основу для творческого взаимодействия индивидов, их саморазвития. Эта реальная ноосфера Интернета, в отличие от идеальной, видевшейся В.И. Вернадскому, не возвышенна и не прекрасна, она создается не избранными высшими умами, а «в единичном и через единичное»: умственной деятельностью всех индивидов, в массе своей, мыслящих чрезвычайно несуверенно. Тем не менее, именно благодаря ей на историческую арену вышел креатариат. [Современные вопросы образования. Л.П. Чурилов «Глобализация, постмодерн и международное медицинское образование»] Синергия этих событий дало в результате ситуацию, когда международному капиталу уже не нужно создавать экономическо-социальный противовес левому движению в виде среднего класса, а создание интернета позволило привлекать к производственным отношениям высококвалифицированных специалистов из стран полу или просто периферии. То есть на предыдущих этапах развития общества высококвалифицированного специалиста из периферических или полупериферических стран «выдергивали» из привычного социума и погружали в социум капиталистического ядра. Где с одной стороны менялся уровень потребления на гораздо более высокий и рвались старые социальные связи, а с другой стороны каждый такой специалист являлся рекламным буклетом для своей исторической родины. В свою очередь высококвалифицированные специалисты являлись ядерной частью среднего класса обобщенного Запада. Но средний класс оказался больше не нужен с политической точки зрения и капитал больше не поддерживает его существование экономически. Реальное «бульдо» баланса для домохозяйств для стран Европейского союза 50%, а домохозяйств США 30-35% на 2008 год. (М.Л. Хазин «Воспоминания о будущем»). А значит для среднего класса одна дорога – «вниз по пищевой цепочке» в пролетариат. Хочу обратить ваше внимание что характер производственных отношений у большинства не изменится, то есть не поменяется профессия. Поменяются только условия труда. А поскольку результат труда в данном случае не вещественный, то их можно отнести к Креатариату. Смотрим определения в начале статьи. К этому можно добавить «армию» интеллектуальных тружеников, выполняющих работы через сеть из своих стран периферии. И так по классикам - ужесточение конкуренции за право продажи труда приводит к снижению ее стоимости. А также в связи с развитием общественных отношений получило большое развитие псевдоиндивидуальная работа, когда каждый работник оформлен по какой-то схеме индивидуального труда или предпринимательства. Тем самым капитал атомизирует среду работников усугубляя и без того неколлективные особенности этого класса. А также выводя из-под действия норм для наёмных работников своих сотрудников, капиталист только усиливает их эксплуатацию. · Искусственное уменьшение стоимости одной единицы продукции; Вот спутники современного Креатариата. Таким образом можно проследить как за последние 20-30 лет креатариат перешел из разряда «пролетарской аристократии» (К. Маркс) и ядра среднего класса в разряд пролетариата умственного труда. Только более атомизированного и пребывающего в собственных иллюзиях уникальности и специфичности. |
|
Всего комментариев: 0 | |