22:24 Дружба народов и братские народы |
По образному выражению Льва Николаевича Гумилева, "на Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него - русские". Третьего дня в чатике ИЗОЛЕНТЫ была открыта широкая дискуссия на тему – Кто является братским народом. Хочу закинуть в эту тему и свои несколько слов. Понятие братских народов существует в научной и общественной среде довольно давно. Еще историк Николай Иванович Костомаров в своих работах выдвигал идею существования в «удельно-вечевую эпоху» единого русского народа как большого этнического целого, который в свою очередь разделился на шесть взаимосвязанных народностей: южнорусскую, белорусскую, сиверскую, псковскую, новгородскую и великорусскую. Идейно его поддерживает Василий Осипович Ключевский, который писал, что «в удельный период разорвался пополам» зародившийся в эпоху Киевской Руси русский народ, а к моменту жизни историка собрался в «три ветки общерусского народа». В свою очередь, примерно в это же время (середина XIX века) формируется и оформляется движение Панславизма. Обрисовать ситуацию кратко, то это движение возникло как ответ покоренных славянских народов на территории Австро-Венгерской и Османской империй на этнический террор, временами переходящий в геноцид. Однако же стоит заметить, что по мнению создателей этого движения Российская империя тоже является угнетателем и душителем, как и все остальные. Усмирение польских и крестьянских восстаний были им примером. Таким образом можно сказать, что на начальном этапе существования понятия «Братский народ» оно носило крайне узкий и политически очерченный характер. Дальнейшее существование данного понятия неразрывно связано с Великой Октябрьской социалистической революцией. После ее победы на территории нашего государства с некоторыми перерывами и зигзагами понятие «Братского народа» стало расшифровывающим к понятию Интернационализм и лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». У Советской власти была концепция единого советского народа, который бы по мере победы Мировой революции включал бы в себя другие народы, нации и общности. Иллюстрацией этому может служить герб СССР Планировалось, что на колосьях справа и слева будут появляться дополнительные ленточки с лозунгом на разных языках. Но общеполитическая обстановка в Европе и Великая Отечественная со Второй мировой войной внесла в эти планы коррективы. Понятие Братского народа небольшими шажками начало обратно сужаться. И в 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Никита Хрущёв провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Постановлением XXIV съезда КПСС от 1971 года советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. Их общим языком — языком советского народа — был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР». То есть тем самым на высшем партийном уровне понятие Братских народов закрепилось только за народами внутри СССР. Даже народы стран Варшавского договора в понятие Братские уже не входили. Опять же являясь убежденным социалистом и сторонником Советской системы, я должен упомянуть, что и в СССР единение наций и народов не стало окончательным. А иногда принимало ужасающие формы. Например, выдержка из довольно большой статьи “Патронаж Москвы и грузинский национализм накануне событий 1956 г.” Олег Хлевнюк (МГУ):
4 августа 1954 г. главный редактор «Комсомольской правды» переслал в ЦК КПСС полученное газетой письмо мастера Горийского хлопчатобумажного комбината Д. К. Кравченко. Факты, о которых писала Кравченко, были столь возмутительны, что рассмотрение письма уже через несколько дней, 9 августа, вошло в повестку дня Секретариата ЦК КПСС. Кравченко, которую направили на работу в Грузию по распределению после окончания текстильного техникума в России, писала о многочисленных злоупотреблениях, преступлениях и «круговой поруке» грузинских руководителей. Приезжих работников избивали. Им угрожали, предлагали уехать. Кравченко сообщала об изнасилованиях русских работниц прямо на комбинате. Однако следствие и суд по делу об избиении затягивались. Секретариат ЦК КПСС поручил проверить заявление Кравченко ЦК компартии Грузии. Однако под предлогом болезни директора комбината проверка и обсуждение вопроса затягивались. Но 23 ноября 1954 г. бюро ЦК компартии Грузии все же приняло решение, в котором факты, изложенные в письме Кравченко, были признаны правильными. Директора и секретаря партийной организации комбината сняли с должностей. Милиции, прокуратуре и судебным органам предписали «привлечь к ответственности виновных в затягивании рассмотрения дел на лиц, совершивших проступки на Горийском хлопчатобумажном комбинате.
Как результат «центробежных процессов в древней Империи» ((с) Трудно быть богом), Союз советских Социалистических Республик распался по административно-хозяйственным границам на отдельные национальные государства. А руководство этих стран тут же приняло решение о проведении обособления и коренизации, подкрепленные террором и фактами геноцида по отношению к «некоренным» народам. Последний из примеров можно наблюдать на Украине. Из этого можно сделать вывод о еще большем сужении понятия Братский народ уже до границ бывшей РСФСР - современной Российской Федерации. Как результат мы видим, что понятие Братский народ носит исключительно политическую окраску. То есть братским называется тот народ, который из-за политической или экономической конъюнктуры входит в зону интересов в данном случае Русского народа. При этом стоит отметить, что из-за политической окраски понятия не стоит распространять его на конкретных членов какого-либо народа или какую-то неформальную общность. Например, во время Великой Отечественной войны на стороне Советского Союза воевало немало этнических немцев (были даже с фамилией Гитлер), была масса перебежчиков, было антифашистское подполье внутри Vaterland. И каждого из этих людей можно считать Братом нашему Советскому народу. А вот современное руководство осколка бывшей Югославии – Сербии, я считать Братским народом из-за потакания русофобской политике Запада не могу.
Но Косово je Србиja! Над вечерним Дунаем разносится Но расстаяли птичьими стаями, За ночь под свинцовым градом, За смерть под дождем весенним, |
|
Всего комментариев: 0 | |